МБОУ СО школа п.Уральский

Программа развития школы

 

Принята:

Совет школы МОУ СОШ п. Уральский

                                    Председатель Чернышов В.С.

Протокол № 2 от 27 сентября 2006 года

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский»

на 2006-2012 годы

 

Пояснительная записка

        Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, свя­занные с переходом от индустриального общества к обще­ству постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся клю­чевыми. Эти процессы во многом опираются на использование и развитие образовательных систем.

       Содержание образования - важнейшая составляющая образователь­ной системы. Решение «вечных» вопросов «чему учить?», каким должно быть содержание подготовки школьника, сегодня, как никогда, приобретает осо­бую актуальность. Главная цель проектируемых изменений в школе напря­мую связана с выработкой и реализацией нового содержания образования.

        Ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. К сожалению, эти принципиально новые тенденции по­ка в очень малой степени нашли свое отражение в ныне существующем со­держании школьного образования, и именно они явились основой его кар­динальной модернизации.

       В качестве главного результата модернизации образования рассмат­ривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедея­тельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.  Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает быть хозяином своей жизнедеятельно­сти, жизненной траектории; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Отсюда ведущими целями образования призваны стать:

  • развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному   самосовер­шенствованию и самообразованию;

  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать свои права,  формирование  высокого уровня правовой культуры;

  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное, устойчивое развитие общества.

           В основе содержания и структуры программы развития  лежат:

  • Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 года.

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы.

  • Концепция целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006 – 2010 годы».

  • Целевая программа «Развитие системы образования Нытвенского района Пермского края на 2006-2010 годы».

В целом программа ориентирована на решение первостепенных задач развития, обучения, воспитания:

Задачи развития:

  1. Развитие индивидуальных способностей каждой личности.

  2. Развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию.

  3. Развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.

Задачи обучения:

  1. Усвоение     основ    наук  всеми  учащимися в соответствии с базовым компонентом на уровне государственных стандартов и выше.

  2. Формирование   общеучебных   умений   и  навыков.

  3. Подготовка    учащихся к  продолжению образования, к творчеству в различных сферах деятельности.

  4. Формирование       умений и  навыков       самообразования    

Задачи воспитания:

  1. Воспитание высоконравственной, культурной, духовно  богатой личности, глубоко уважающей историю, культуру, обычаи и традиции своего народа.

  2. Формирование высокого уровня правовой и политической культуры.

  3. Формирование готовности и умений вести здоровый образ жизни.


ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Уральский образована в сентябре 2006 года в результате реорганизации в форме слияния МОУ СОШ №8 п. Уральский и МОУ СОШ №9 п. Уральский, связанной с уменьшением контингента детей школьного и дошкольного возраста в микрорайонах школ и необходимостью оптимизации образовательного пространства. Деятельность образовательного учреждения регламентируется Уставом образовательного учреждения (принят Советом школы 14.08.2006 г., протокол №1, утвержден Приказом управления образования администрации Нытвенского муниципального района №260 от 28.08.2006 г. и зарегистрирован межрайонной ИФНС №16 по Пермскому краю 26.09.2006 г. за номером 1065916019377). Устав соответствует требованиям закона РФ «Об образовании», рекомендательным письмам Министерства образования России. Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия А №193766 регистрационный номер 2575) разрешает осуществление следующих видов деятельности: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, дополнительно образование: физкультурно- спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, естественно-научное, эколого-биологическое, профессиональная подготовка по профессии: 11442 водитель автомобиля категории «А», «В», «С».

1.1. Ресурсная база.

Для организации образовательной деятельности имеется два типовых здания общей площадью 9572 м2: трехэтажное кирпичное здание по адресу ул. Набережная, д. 20 для учащихся II и III ступени и двухэтажное здание по адресу ул. Московская, д. 14 для учащихся I ступени.

Общее количество аудиторий для проведения занятий и лабораторий - 53 с общей площадью 2932 м2. В школе имеется 2 кабинета информатики, кабинет обслуживающего труда, слесарная и столярная мастерские, 2 спортивных зала площадью 262 м2 и 162 м2, тренажерный зал площадью 60 м2, 2 спортивных площадки, 2 столовые на 250 и 120 посадочных мест, 2 школьных библиотеки с фондом 75702 книги в т.ч. 39856 учебников, административные и служебные помещения.

Условия обеспечения общей безопасности соответствуют нормам государственной пожарной службы и санитарно-эпидемиологической службы. В каждом здании установлена система пожарной сигнализации и оповещения на случай чрезвычайной ситуации. Создана необходимая материально-техническая база. Разработана необходимая нормативно-правовая база по обеспечению безопасности нахождения людей в учреждении. Систематически проводятся инструктажи и учебные эвакуации.

В школе имеются в наличии технические средства обучения: мультимедийный проектор - 11, компьютер -47, ноутбук - 22, подключение к Интернету - 8, электронная почта, сканер - 3, принтер – 10. интеллектуальная интерактивная доска -3

1.2.    Организация образовательного процесса.

По организации образовательного процесса и в соответствии с уровнями образовательных программ школа делится на три структурных подразделения:

  • начальное общее образование (нормативный срок усвоения - 4 года) 1 - 4-е классы;

  • основное общее образование (нормативный срок усвоения - 5 лет) 5 -9-е классы

  • среднее (полное) общее образование (нормативный срок обучения -2 года) 10-11-е классы.

Состав учащихся по классам на 2011-2012 учебный год

 

Ступень

 

Количество учащихся

 

Количество классов

 

Средняя наполняемость классов

 

1 ступень

 

361,

 в т.ч. - 2 - 8 вид

 

15

 

24

 

2 ступень

 

373,

 в т.ч. -4 - 8 вид

 

17

 

22

 

3 ступень

 

64

 

3

 

21

 

Всего

 

803

 

35

 

23

 

 

Обучение организовано в 2 смены.

В школе обучаются дети из поселка городского типа Уральский и населенных пунктов Ельники ( 1,5 км), Черемушки (3 км), Новая станция (5 км), Сукманы (7 км).

В связи со сложившейся демографической ситуацией и установленной нормой наполнения классов  произойдет сокращение  количества классов до 36-37.

 

Состав учащихся по группам здоровья:

Группа

2005-2006

2006-2007

Основная

321 (73%)

383 (43%)

Подготовительная

101 (24%)

488 (55,5%)

Специальная

14 (3%)

4 (0,5%)

Освобождены

 9 (1%)

8 (1%)

Всего учащихся

902

883

 

           1.3.    Государственно-общественная система управления школой

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы на принципах самоуправления и единоначалия.

Органом самоуправления в школе является Совет школы, состоящий из трех палат: палата педагогических работников, палата обучающихся, палата родителей (законных представителей). Его деятельность регламентируется Положением, принятым 14 августа 2006 года. Основными задачами Совета школы являются: определение программы развития школы, особенностей ее образовательной программы; содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; контроль за
соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в
школе.

Педагогический совет школы является постоянно действующим органом самоуправления для рассмотрения основных вопросов образовательной деятельности. Объединяет усилия коллектива школы для повышения уровня образовательной деятельности, внедрения в практику передового опыта в области образования.

Совет старшеклассников школы - высший орган ученического самоуправления, который стимулирует участие обучающихся в общественной жизни школы. Деятельность регламентируется положением.

В школе функционирует общественная комиссия - Совет содействия семье и школе (профилактики), основной функцией которого является предупреждение асоциального поведения обучающихся.

Административное управление школой осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический Совет, Совет старшеклассников. Директор школы определяет совместно с педагогическим Советом стратегию развития школы, представляет интересы школы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы.

Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессами осуществляют учебно-воспитательную, методическую, контрольную, воспитательную и оценочно-результативную функции. Рабочие места административной команды оборудованы персональными компьютерами.

Деятельность педагогического коллектива освещается в средствах массовой информации, что дает возможность сделать ее прозрачной и доступной для участия родительской общественности и заинтересованных организаций.

Основные мероприятия освещаются через сотрудничество школьного пресс-
центра и администрации с кабельной студией «Тест - МК» п. Уральский,
выпуск приложения к газете «Фанерщик Прикамья» (до сентября 2006 года -
приложение «Мозаика» и «Ритм», с сентября 2006 года - приложение
«Вместе»). Особенности образовательного процесса освещались также через районную газету «Новый день» и «Уездные ведомости».

1.4. Образовательная программа школы ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению, на развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей личности. Целью образовательной программы школы является создание условий для освоения минимума содержания образования (в соответствии с требованиями государственных стандартов), фундаментальных основ содержания среднего образования, подготовка учащихся к продолжению образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Образовательная программа 1 ступени составлена на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ № 374 от 07.05.1998 г.), примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, целостной модели «Гармония» (научный руководитель профессор Истомина), традиционного обучения и опирается на принципы:

- выполнения государственного образовательного стандарта по всем дисциплинам;

- реализация интересов, способностей и возможностей личности учащегося.

Вариативная часть используется на поддержку образовательных
компонентов в области «Филология», «Математика», «Естествознание». В 3-4-х классах 2 часа используется на изучение курса «Окружающий мир», 1 час на изучение курса «Введение в историю», с 3 класса ведется курс информатики, который носит общекультурный характер и направлен на развитие мышления ребенка. Со 2-го класса вводится час иностранного языка, т.к. данный учебный предмет важен для развития личности.

Образовательная программа 2 и 3 ступени разработана на основе Базисного учебного плана 2004 года, рекомендаций Регионального учебного плана и школьного компонента опираясь на принципы:

  • выполнение    государственного    образовательного    стандарта       по    всем дисциплинам

  • реализация интересов, способностей и возможностей учащихся;

  • ориентация   на   подготовку   учащихся   к   продолжению   образования   в профессиональных учебных заведениях разного типа;

  • создание условий для подготовки учащихся к восприятию реалий современной жизни.

Часы базового компонента используются:

на поддержку основных курсов:

  • информатика 5-11 класс

  • русский язык 5 - 7, 11 класс

  • математика 7, 9, 11 класс

  • история 11 класс.

Часы регионального компонента используются на ведение предметов граждановндческой, правоведческой и краеведческой направленности:

  • граждановедение 5-7 класс

  • правоведение – 10 -11 класс

  • история Прикамья – 6 класс

  • география Пермской области – 7 класс

  • «Ваши права» - 4 класс.  

  • Часы школьного компонента используются:

  • астрономия – 11 класс

  • основы безопасности жизнедеятельности – 5, 9, 11 классс

  • информатика – 7 – 8  класс.

Образовательная программа предусматривает систему дополнительного образования, которая является неотъемлемой частью образовательной системы МОУ СО школа п. Уральский, и позволяет расширить аспект возможностей для реализации интеллектуального, творческого потенциала учащихся. На сегодняшний день в школе существуют творческие объединения, которые имеют высокие результаты.

Особое внимание уделяется развитию через систему дополнительного образования прикладного искусства с целью формирования интереса к духовной культуре русского народа и создание условий для развития художественных способностей учащихся. 

Направления дополнительного образования, представленные в ОУ:

·  художественно–эстетическое:

Студия прикладного художественного творчества;

Студия вокального и хорового пения;

Театральная  студия.

·   социально–педагогическое:

Научное общество учащихся;

Школьный пресс-центр.

1.5.  Характеристика педагогического коллектива.

 Из 58 учителей один имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», девять – Отличников просвещения, десять – Почетных работников общего образования. 2 учителя награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ.

В школе работают:

Соросовский учитель – 1

Победитель конкурса «Лучшие учителя России» - 1

Победитель Всероссийского конкурса библиотек ОУ «БиблиОбраз»-1.

Школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Высшая квалификационная категория – 12 педагогов (20);

Первая квалификационная категория – 34 педагога (57);

Вторая квалификационная категория – 10 педагогов (17 %).

  

Распределение кадрового состава по стажу работы.

Педагоги со стажем работы свыше 20 лет – 43%;

Педагоги со стажем работы 10 – 20 лет – 40%;

Педагоги со стажем работы 5 – 10 лет – 12%;

Педагоги со стажем работы до 5 лет – 5%.

 

Распределение кадрового состава по возрасту.

До 30 лет – 5 педагогов (9%);

От 30 до 40 лет – 22 педагога (38%);

От 40 до 55 лет – 22 педагога (38%);

Свыше 55 лет – 9 педагогов (15%).

 

Коллектив стабилен, обновление происходит незначительное, но наблюдается постепенное старение педагогических кадров.

Учебно-методическая деятельность педагогического коллектива организована через методические объединения – структурные подразделения, объединяющие учителей одной образовательной области. Возглавляет методическую работу методический совет школы. Для разработки отдельных вопросов методической деятельности создаются проблемные группы, объединяющие педагогов, интересующихся какой-либо проблемой.

Вся методическая работа направлена на реализацию методической темы школы: «Оптимизация образовательного пространства как условие развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся».   

Учителя школы принимают активное участие в конференциях разного уровня.

Участие во всероссийских конференциях.

  • Богомягкова Л.В. – XVI  Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа: духовный потенциал русского слова и словесности в системе образования и воспитания школьников» (2006 г.). Тема выступления: «Воспитание гражданских качеств на уроках литературы».

  • Богомягкова Л.В. - III международная научно-практическая конференция «Современная русская литература: Проблемы изучения и преподавания». (2007 г.) Открытый урок литературы в 5-ом классе по произведению В.Волкова «Ночной визит».

 Участие в областных конференциях:

  • Богомягкова Л.В. - межрегиональная научно-практическая конференция  «Этническая культура и современная школа» (2006 г.). Тема выступления: «Воспитание учащихся на культурных традициях родного края».

  • Богомягкова Л.В. – межрегиональная научно-практическая конференция  «Этническая культура и современная школа» (2007 г.). Тема выступления: « Два очерка Михаила Осоргина».

  • Ваулина Н.М. - областная научно-практическая конференция «Одаренный ребенок в образовательном и социальном пространстве» (2005 г.). Тема выступления: «Влияние системы Л.В. Занкова на выявление академических  интеллектуальных способностей».

  • Куляпина Е.А. – областная научно-практическая  конференция  «Одаренный ребенок в образовательном и социальном пространстве» (2005 г.). Тема выступления: «Дополнительное образование как площадка для развития одаренных детей».

  • Пастухова Т.А. - региональная научно-практическая конференция «Профессиональная компетентность педагога как ресурс развития системы образования» (2006 г.). Тема выступления: «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учителя в условиях модернизации образования».

  • Казакова Е.Л. – региональная научно-практическая конференция «Инновационные системы, процессы и технологии в начальном общем образовании» (2006 г.). Тема выступления: «Социализация ребенка средствами факультатива «Я и мир».

  • Болотова М.А. – X региональная научно-практическая конференция «Здоровье и образование. Здоровьесбережение в условиях современного образовательного процесса» (2007 г.). Тема выступления: «Здровьесберегающее образование в школе».

1.6. Инновационная деятельность.

Содержание и методы инновационной деятельности:

  •  освоение  методик: «ИКТ в преподавании предметов гуманитарного цикла», «Проектные технологии на уроках физики», «Система РО в начальной школе»;

  • освоение УМК: осваиваются новые комплексы по граждановедению, правоведению, истории;

  • ведутся интегрированные курсы «Литература  в живописи и музыке», «Особенности художественного перевода», «Изучение творчества английских и американских классиков»;

  • продолжают работу и вновь разрабатываются факультативные курсы, курсы по выбору, спецкурсы  различной направленности;

  • использование идей здоровьесберегающих технологий В.Базарного в начальной школе.

Описание опыта работы неоднократно было представлено в районных методических сборниках, на районных и областных конференциях. Проводились районные и областные семинары для учителей и руководителей школ. 

 В качестве опорной школы РУО школа осуществляет инновационную деятельность  и  передает  опыт педагогического мастерства  по теме «Гражданское образование в школе».

 

1.6. Анализ образовательной деятельности учащихся.

 

2011 -  2012 учебный год

Успевают

 Успевают

на «4» и «5»

I ступень

100 %

56 %

II ступень

98,7 %

 

23,3 %

III ступень

100 %

33,3 %

Всего

98,7 %

37,5 %

 

При высоком показателе успеваемости и достаточно высоком проценте учащихся, успевающих на «4» и «5» на I ступени обучения, наблюдается снижение успеваемости, а особенно процента успевающих на «4» и «5» на II ступени обучения.

Результаты единого государственного экзамена свидетельствуют о хорошем качестве образовательной услуги в школе:

 

 

2011-2012 учебный год

 

Участвовало

(чел.)

Численность учащихся, набравших соответствующий балл по пятибалльной шкале

Средняя отметка

 

 

«2»

«3»

«4»

«5»

1.

Русский язык 

 

2.

Математика 

3.

4.

 

5.

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступление выпускников

 

Название ВУЗа

Поступило человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В техникумы, колледжи в 2005 г. поступило 33% выпускников, в 2006 г. – 36%.

Следует отметить высокий уровень направленности выпускников школы на продолжение образования как в ВУЗах, так и в средних профессиональных учебных заведениях.

 

            Работа научного общества учащихся и учителей.

В течение ряда лет активно работает Научное общество учащихся.

В 2005-2006 году на районный конкурс было направлено 18    учащихся,  11 из них заняли   призовые места.

В областных, краевых и всероссийских конкурсах и конференциях принимали участие:

Решетникова Дарья 10 «б» класс – «Социально-психологический портрет школьного библиотекаря»,  I краевая научно-практическая конференция по актуальным проблемам профессионального самоопределения «Выбор – 2006».

Треногин Данил 10 «б» класс – «Компьютерный жаргон среди школьников». I место в XXV краевом конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ.

Воронова Юлия 10 «б» класс – «Я этот город люблю…» (по материалам Личного фонда О.А.Волконской в ГАПО). III место в XXV краевом конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ; I место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»; II место в XIV Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество»; стипендиат премии «Одаренные дети».

Иванова Ольга 8»б» - «Сказки Андрея Зеленина: фольклорные традиции и авторское своеобразие». II место в XXV краевом конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ; II место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество».

В 2006-2007 учебном году на районный конкурс учебно-исследовательских работ было направлено 20    учащихся, из них заняло призовые места 13 учащихся.

В краевых и всероссийских конференциях принимали участие:

Воронова Юлия 11 «б» класс – «История неопубликованного романа О.А.Волконской «Русские парижане». I место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество».

Иванова Ольга 9 «б» класс – «Писатель Андрей Зеленин и дети: «обратная связь». II место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество».

Осколкова Инна 11 «б» класс – «Великая Отечественная война в истории моего рода». Лауреат Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодежи «Юность. Наука. Культура».  

        1.7. Воспитательная система.

Основные принципы воспитания  ориентируют учащихся школы на вечные абсолютные ценности – Человек, Гражданин, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Земля. Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности учащихся и образуют основу воспитания. Ведущей целью воспитания  является идеал личности,  свободной, творчески развитой, социально ориентированной, способной к самореализации и саморазвитию.

          Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

- этико-правовое воспитание;

- формирование

В октябре 2006 г. были проведены социологические исследования среди учащихся, родителей и учителей школы. На основании полученных результатов можно сформулировать запрос социума к школе.

1. К содержанию образования:

- обновление  содержания образования, предоставляющего возможность становления свободной и ответственной личности, способной к творческой  избирательности, жизненному  самоопределению.

 2. К результатам образования:

- обеспечение получения среднего (полного) образования с углубленным изучением группы предметов, необходимых для продолжения обучения на следующих ступенях обучения;

- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.

3. К технологиям обучения и воспитания:

- технологии, опирающиеся на всестороннее развитие личности и гуманитарную методологию.

  

             Перспективные направления развития образовательной политики.

В современном обществе образование  становится  социально востребованным, а современный учитель должен разрабатывать и применять  педагогические  технологии, методики обучения и воспитания, необходимые для формирования личности социально адаптированной.

Время  требует существенного пересмотра содержания работы школ. Кардинальное обновление общего образования в соответствии с запросами современной жизни, введение профильного обучения заставляет искать пути дальнейшего развития как школы в целом, так и её отдельных подсистем: управленческой структуры, предметных объединений, классных коллективов, каждого конкретного участника образовательного процесса.

Главной проблемой педагогического коллектива стала проблема существования школы в условиях введения системы профильного обучения. Учителя и администрация решают, какие предметы мы можем преподать на уровне, близком к профильному. Оказалось, что есть серьёзный потенциал, позволяющий успешно работать в новых образовательных условиях.

Одна из значимых проблем – это обновление содержания работы в начальной школе, эдоровьесбережение.

Насущной задачей является также создание особого пространства, позволяющего  успешно формировать личность, способную адаптироваться в современном обществе.

Таким образом, конечной целью образовательного процесса является личность, способная строить жизнь, достойную человека.

В нашем понимании достойный человек – это свободный, интеллектуальный, творческий, культурный, социально-активный, нравственно и физически развитый человек, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно такая личность способна сделать выбор жизни, достойной Человека..

Сформулировав, таким образом, цель воспитания и образ воспитанника, мы ставим перед собой следующие воспитательные задачи:

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, творческого, гражданского, физического развития личности ребенка;

  • расширение представлений о нормах культурной жизни и приобщение к этим нормам;

  • расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни;

  • формирование образа жизни, достойной Человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность;

  • формирование жизненной позиции и развитие способности производить жизненный выбор.

Анализ состояния образовательной политики школы позволяет определить стратегические задачи, которые необходимо решить для выхода образовательной траектории развития на более высокий уровень качества образования:

  1. Обеспечение условий оптимального функционирование школы, как целостной социально-педагогической системы,

  2. Обеспечение благоприятных условий физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности школьников, достижения ими уровня образованности, соответствующего ступени обучения, потенциальным возможностям учащихся с учетом их познавательных интересов и склонностей..

  3. Создание системы предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся с учетом возможностей и потребностей участников образовательного процесса;

  4. Усовершенствование системы воспитательной работы, через реализацию воспитательных программ и укрепление традиций уклада школьной жизни.

  5. Усовершенствование системы по гражданскому образованию, через образовательный процесс с активным участием органов самоуправления.

  6. Обеспечение роста уровня профессиональной компетентности учителей школы, как условие реализации целей развития личности учащихся, совершенствования учебно – воспитательного процесса с приоритетом использования новейших технологий в образовательном процессе.

Таким образом, четко прорисовываются приоритетные направления, которые могут стать точками кардинального изменения образовательной политики учреждения с целью удовлетворения социального заказа и создания оптимальных условий для его реализации.

Эти приоритетные направления необходимо реализовать через систему управления с помощью проектов, как наиболее эффективной технологии достижения поставленных целей.

Цель: создание условий для  успешной социализации учащихся  с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, формирования способности к саморазвитию и адаптации в социуме.

Образовательная среда школы должна иметь многовариантные компоненты,   

Задачи:

Совершенствование внутришкольного управления

Основные направления деятельности:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей высокое качество  образования с учетом реализации идей профильного обучения;

  • обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей;

  • создание системы воспитательной работы, предусматривающей расширение среды для решения задачи саморазвития ребенка;

Подпрограмма 1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе. 

Концептуальные подходы

Основная задача, которую ставит современное общество перед российской системой образования, заключается в необходимости воспитания социально-активной функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории. Наиболее эффективно эта задача может решаться на старшей ступени общего образования при условии качественного изменения организации образовательного процесса для создания личностно и социально развивающего пространства.

В настоящее время в образовательном учреждении содержание и формы организации образовательного процесса на старшей ступени остаются естественным продолжением основной школы. Но построение учебного процесса в рамках «знаниевой» парадигмы, ориентация педагогов на усредненные показатели работы ученического коллектива, иждивенческое отношение учащихся к получению собственного образования, преобладание внешней мотивации учащихся  оказывается непродуктивным и снижает педагогическую эффективность образования старшеклассников.

В результате многие выпускники школы оказываются не готовы к самостоятельной образовательной и профессиональной деятельности, не владеют знаниями для выстраивания реалистичных жизненных планов.

Таким образом, можно четко определить основное противоречие, возникающее в образовательном процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, с другой стороны, существующая в школе система организации образовательного процесса на старшей ступени обучения не позволяет решить проблему профессионального самоопределения учащихся.

На важность решения данной проблемы указывается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений».

Решение проблемы возможно при условии воплощения фундаментального принципа Концепции профильного обучения:

  • образование старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями;

  • предоставление возможности выбора индивидуальной образовательной программы;

  • необходимость психолого-педагогического сопровождения;

  • организация взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Для выполнения поставленной задачи необходимо создание системы профильного обучения и предпрофильной подготовки в условиях стратегии сокращения.

 

1. Анализ ситуации.

В результате анализа распределения выпускников II ступени обучения в 2004 - 2006 г.г. выяснилось, что:

  • 41- 46% поступают в 10-й класс;

  • 14-29% поступают в учреждения среднего профессионального образования;

  • 29-41% поступают в учреждения начального профессионального образования;

  • 1% трудоустраиваются.

Контингент учащихся 9-х классов в связи с демографической ситуацией постоянно снижался, так если в 2001 году выпуск составил 190 человек, то в 2005 году - 117      человек. Последующие 5 лет выпуск будет составлять от 96 в 2007 году до 94 девятиклассников в 2010 году, то есть численность выпускников будет в пределах ста человек. Число классов комплектов в школе не будет превышать двух в каждом классе третьей ступени обучения. Следует учитывать наличие в поселке филиала ПУ-72, который составляет конкуренцию школе по созданию условий для получения среднего (полного) общего образования, а также невозможность привлечения выпускников из других школ района.

Выпускники III ступени обучения:

  • 58 -61% поступают в ВУЗы;

  • 33-36% поступают в учреждения среднего профессионального образования;

  • 2-5% поступают в учреждения начального профессионального образования;

  • 1 -4% трудоустраиваются.

Выпускники 2004-2006 г.г. для поступления выбрали следующие ВУЗы:

  • Пермский государственный технический университет – 44.5%;

  • Пермский гуманитарно-технологический институт – 15%;

  • Пермский государственный университет – 12,5 %;

  • Пермская государственная сельскохозяйственная академия – 4%.

Наиболее востребованными при сдаче вступительных экзаменов оказались математика, физика, русский язык, география, история, обществознание.   

В школе достаточно высокий уровень квалификации педагогов по предметам физико-математического цикла, русскому языку и литературе, что подтверждается результатами ЕГЭ, регионального эксперимента по использованию тестовых технологий в государственной итоговой аттестации выпускников  III ступени обучения.

Для того, чтобы старшеклассники смогли успешно самоопределиться в выборе будущей профессиональной сферы деятельности или специальности, работу по формированию профессионального самоопределения школьников необходимо проводить в системе, начиная с начальных классов.

 

Цель: создание условий для обеспечения нового качества образования на II, III ступени обучения путем дифференциации содержания образования через создание системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

         

            Задачи:

  • разработка нормативно-правовой базы построения системы базового универсального и предпрофильного образования и системы базового универсального и профильного образования;

  • создание системы работы по профессиональному самоопределению учащихся с 1-го по 11-й класс;

  • отработка содержания предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

  • обеспечение сохранения здоровья учащихся за счет отсутствия учебной перегрузки;

  • создание условий для успешной социализации выпускников в современном обществе через расширение пространства самореализации учащихся;

  • формирование ответственности за собственный выбор образовательной траектории.

Механизмы достижения цели:

  1. Создание творческой группы для разработки концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки. Выбор стратегии и тактики руководства инновационной деятельностью.

  2. Формирование информационного поля для положительной мотивации коллектива педагогов, учащихся и родителей.

  3. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения: помощь учащимся в профессиональном самоопределении, выборе профиля обучения  будущей профессии.

  4. Организация консультативной помощи педагогам в разработке проектов программ, адаптации уже созданных программ, обмен опытом, приглашение специалистов из других ОУ.

  5. Разработка системы вознаграждения за продуктивное участие в инновационном процессе.

  6. Создание материально-технических условий в учебных кабинетах для проведения элективных курсов.

  7. Финансовое обеспечение системы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Изыскание дополнительных источников финансирования для деления класса на маленькие группы.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание системы работы по профессиональному самоопределению учащихся на всех ступенях обучения.

  2. Повышение качества образования выпускников по профильным предметам: более высокие результаты участия в ЕГЭ, олимпиадах, конкурсах учебно-исследовательских работ.

  3. Осознанность выбора профиля обучения выпускниками основной школы.

  4. Обученность учащихся 9-х классов способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.

 


Подпрограмма 2.  Информатизации школы

Концептуальные подходы

Информатизация образования необходима, с одной стороны, как часть общего процесса информатизации общества, а с другой, как источник новых информационных технологий в процессе обучения.

Роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно: на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения. В связи с этим на одно из первых мест в организации образовательного процесса выходит разработка и создание в школе единой образовательной информационной среды, для создания в которой в школе необходима достаточная материально-техническая база (в первую очередь  компьютеры, объединенные локальной сетью), кадры (для обучения работы в единой образовательной информационной среде и информационного и технического обслуживания сети).

Один из очевидных и наиболее распространенных сегодня подходов  - это формирование единой образовательной информационной среды через информатизацию педагогической деятельности образовательного учреждения. 

     

Анализ ситуации

В школе имеются в наличии технические средства обучения: мультимедийный проектор - 5, компьютер -25, ноутбук - 5, подключение к Интернету - 2, электронная почта, сканер - 3, принтер – 10,  интеллектуальная интерактивная доска.

Компьютерной и оргтехникой оснащены «компьютерных класса, библиотека, рабочие места административной команды.

Выход в Интернет организован через выделенный файл-сервер (ПК преподавателя в компьютерном классе).  Наличие мобильных ПК (ноутбуков) позволяет оснастить любой кабинет школы мобильным переносным комплексом: ноутбук + проектор.

 80% педагогических работников школы прошли обучение в ПРИПИТ, ПОИПКРО, «Новой школе» по теме: «Базовая ИКТ-компетентность».  

Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологи

  • текстовый редактор – 46%;

  • электронные базы данных – 11%;

  • электронные таблицы – 16%;

  • программы для создания презентаций – 39%;

  • распечатка дополнительных материалов для урока – 56%;

  • поиск информации в Интернет – 28%

  • электронные тесты – 14%;

  • обучающие программы – 3%.

            Развиваемые направления использования ИКТ.

1. Презентации.

            После прохождения курсов учителя стали практиковать проведение уроков с использованием мультимедиа презентаций, созданных самими педагогами и обучающимися.  Наиболее активно и грамотно мультимедиа презентации используются   на уроках русского языка, литературы, музыки, география, ОБЖ в начальной школе на уроках русского языка, правоведения и природоведения;

 2. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебной деятельности.

  Школьная мультимедиатека используется учителями – предметниками на уроках для изучения нового материала, для осуществления контроля знаний учащихся.Наиболее активно ЦОР  используются на уроках географии, биологии, русского языка, природоведения;

  3. Тестирование.

 Для осуществления контроля знаний учащихся по информатике, русский язык, география, биологии.

   4. Электронные учебники (по отдельным темам учебных курсов).

   - на уроках информатики используются электронные учебники Роботландского университета. 

   - на уроках географии используются ЭУ, созданные кафедрой методики прподавания географии Московского государственного педагогического университета

 5. Создание учебно-методических материалов.

Педагоги школы активно используют ПК, сканер и Интернет для создания учебно-методических материалов и поиска нужной информации.

86% учителей могут сделать тематическое планирование с помощью компьютера. Компьютер используется в работе школьного психолога, социального педагога.

Наличие соответствующей материально-технической базы, запросов, заинтересованности и подготовленности педагогов позволило внедрять ИКТ в образовательный процесс; разрабатывать и реализовывать Программу информатизации школы.

           Цель программы: Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса, наиболее полно развить способности обучающихся, удовлетворить их потребности и подготовить к будущей самостоятельной жизни, а так же разрешить проблемы, возникающие в развитии школы.

            Задачи:

  • систематически проводить мониторинг общего состояния проблемы использования ИКТ в образовательном процессе школы;

  • продолжить работу по всем направлениям применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе: учебная, воспитательная, психолого-педагогическая;

  • совершенствовать внедрение ИКТ в управленческую и хозяйственную деятельность школы;

  • построить  единое информационное пространство образовательного учреждения на базе ИБС «1С: ХроноГраф Школа»;

  • совершенствовать ИКТ-компетентность работников школы;

  • принимать участие в конкурсах педагогических инициатив проекта ИСО, «Intel», национальных проектах РФ в сфере образования;

  • совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ;

  • участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации образование;

  • реализовать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий;

  • организовать эффективное информационное взаимодействие с вышестоящими организациями, родителями, обучающимися.

Приоритетные направления деятельности.

1. Информатизация административной и управленческой деятельности:

  • создание локальной сети в школе;

  • развитие материальной базы: комплектование кабинета информатики для начальной школы и кабинета информатики для основной и средней школы;

  • создание кабинета информационных технологий с использованием интерактивной интеллектуальной доски;

  • дальнейшая компьютеризация библиотеки;

  • расширение набора периферийных средств (сканеры, принтеры и пр.);

  • подготовка кадров, владеющих информационными технологиями;

  • диагностика и мониторинг, создание мониторинговой службы.

2. Овладение всеми учащимися информационной культурой:

  • ведение пропедевтического курса информатики (2-4 классы);

  • ведение базового курса (7-9 классы);

  • продолжение образования в области информатики как допрофессиональной подготовки школьников, элективные курсы.

3. Использование обучающих программ и электронных учебников, создание собственных программных продуктов.

4. Использование информационно-коммуникационных средств во внеклассной работе, деятельности психолога и социального педагога.

Ожидаемые результаты.

  1. Формирование у школьников и педагогов навыков общения  посредством телекоммуникаций с применением всех возможных ресурсов компьютерных сетей;

  2. Повышение уровня преподавания школьных предметов за счет информации, полученной как из локальной сети, так и от коллег из других источников за счет посредством применения глобальной сети Интернет;

  3. Осуществление оперативной передачи информации по всем аспектам школьной жизни с созданием ранжирования по уровню доступа к  информации (для  администрации, учителей, учеников, родителей):

  • автоматизация отчетной работы классных руководителей, учителей -предметников, библиотекаря, администрации;

  • изменения в расписании и прочие текущие объявления о школьном распорядке;

  • выпуск школьной газеты и приложения к газете «Фанерщик Прикамья» силами школьного пресс-центра;

  • создание школьной медиатеки в компьютерном варианте.

Подпрограмма 3. Совершенствования системы образования на первой ступени обучения.

            Концептуальные подходы

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В концепции сказано, что «существующая сегодня традиционно для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезной модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для развития детей (на последующих ступенях образования), ориентирована на формальное усвоение большого массива информации, в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания её базовых способностей и компетенций».

Из этого следует, что основным результатам деятельности образовательного процесса должны стать не система ЗУНов сама по себе, а набор компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, правовой и других сферах.

Для начального образования на данном этапе развития общества в проекте новых стандартов определено, что «важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень усвоения которых  в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования». Ведь общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфичными для той  или иной учебной дисциплины. Поэтому перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определенный набор учебных умений, а с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений. А поскольку ведущая деятельность младшего школьника  - это учебная деятельность, содержанием которой является система научных понятий, общие способы мышления и действия,  требующая сотрудничества с учителем и сверстниками,  то в результате появляется основное психическое новообразование – рефлексия (осознание учебной деятельности).

Кроме того, приоритетным направлением в образовательной деятельности является и создание условий для сохранения и укрепление здоровья детей, формирования умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения  к сохранению и укреплению своего здоровья., социализация младшего школьника.

Анализ ситуации.

В начальной школе МОУ СОШ п. Уральский работает 14 основных педагогов в 15 классах - комплектах. Из них 3 учителя имеют  высшую квалификационную  категорию, 10 человек – учителя первой категории, 1 учитель – второй категории.  Реализация  программ распределяется следующим образом: РО –  система Д.Б.Эльконина -  В.В.Давыдова – Казакова Е.Л., Вылегжанина О.Н.; система Л.В.Занкова - Ваулина Н.М.    Из них – Мальцева О.М, Павлова Н.И., Голдобина С.В. –по целостной модели «Гармония». Данный факт позволит объединить опыт работы учителей, их потенциал и направить на решение проблем, связанных с повышением качества образования в рамках  теории учебной деятельности, формированием социально – мобильной личности младшего школьника.

Имеющийся опыт работы по валеологии и здоровьесберегательной технологии  системы  профессора В.Базарного позволит обобщить, откорректировать и использовать в дальнейшем при работе школы в новых условиях.

Существующая модель воспитательной работы, направленная на создание детско – взрослого сообщества в рамках соуправления, в отдельно взятом классе может послужить  как одним из вариантов создания системы воспитательной работы начальной школы. А разработанные учителями программы факультативов по гражданскому образованию найдут поддержку и развитие в обозначенных приоритетных направлениях и новой модели начальной школы.

  

Цель: Создание образовательной среды, обеспечивающей социализацию младшего школьника.

Образовательная среда –

социально – бытовые условия, обстановка и

совокупность людей, условий для деятельности.

 

Социализация –

 процесс и результат  усвоения, активного

 воспроизводства социального опыта, осуществляемый

 в общении и деятельности.

Задачи:

  1. Создание многовариантных компонентов, позволяющих каждому ребенку сделать выбор

  2. Создание системы воспитательной работы в начальной школы, направленной на социализацию младшего школьника через соуправление и здоровьесберегающую деятельность.

  3. Освоение и внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, основанных на теории учебной деятельности.

  4. Включение родителей в образовательный процесс школы на основе диалога и сотрудничества.

  5. Выстраивание преемственности: детский сад – начальная  школа, начальная  школа - среднее звено, начальная  школа - дополнительное образование.

  6. Создание материально – технической базы,  методического и программного обеспечения, обеспечивающих  условия  обазовательного и воспитательного процесса.

  7. Создание безопасных условий деятельности.

  8.  Информатизация начальной школы.

 

Механизмы достижения:

1.                  Воспитательное пространство начальной школы.

  • Построение модели воспитательной системы через соуправление, основанное на  сотрудничестве, правовых нормах и культуре диалога между субъектами воспитательного процесса; системное включение всех субъектов воспитательного процесса в управление школой, классом,  организация внеучебных форм работы; преобразование предметно – пространственной среды школы, класса.

  • Создание школьных традиций, символики (флаг, значок, школьная форма),  ритуалов, отражающие концептуальные идеи воспитательной системы.

  • Отражение  идей здоровьесбережения   В.Базарного и валеологического подхода в образовательном процессе начальной школы.                                                           

2.                  Образовательная деятельность.

  • Отбор, освоение и внедрение  эффективных педагогических технологий, реализующих теорию учебной деятельности (УД) и направленных на формирование базовых и общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности (РО, ИКТ, проектная технология и т.д.)

  • Организация  образовательного процесса через учебное сообщество, основанное на сотрудничестве со сверстниками, со взрослыми (учителем) в целях обеспечения эмоциональной поддержки ребенка, дополнительной мотивации для включения в учебный процесс, более успешного усвоения конкретных действий, накопления опыта общения, соотнесения своего мнения и своих действий с действиями других и общим результатом. 

  • Создание портфолио (личные достижения, динамика личностного развития: уровень обученности, степень общего развития, особенность психологического склада личности, характера, темперамента).

  • Обеспечение коммуникативной направленности учения через изучение иностранного языка со 2 класса; формирование обобщенных навыков работы с информацией (развитие операционного мышления, выбор оптимальных решений, правильно организовать процесс сбора и переработки информации и т.д.)  через информатизацию начального образования с 3-его класса; приобретение социальных навыков, представлений о себе,  умений управлять своими эмоциями, выстраивать отношения со знакомыми и незнакомыми людьми, готовность общаться с окружающем миром и т.д.) через занятия по психологии с 1-ого класса по программе С.Кривцовой «Уроки жизни». 

  • Создание внутришкольного «банка данных», отражающего диагностику образовательного процесса.

  • Разработка и реализация  программы по работе с одаренными детьми через НОУ начальной школы; факультативы со 2-ого класса – подготовка к олимпиадам (по предметам и параллелям).

  • Составление программы по формированию адаптационно – развивающей среды при переходе из детского сада в начальную школу, из начальной школы в среднюю школу.

3. Разработка и реализация модели предшкольного образования, предоставление выбора программ обучения, в том числе прогимназических.

4.  Взаимодействие с внешней средой: другие ОУ, музей, ДКиС -   совместное планирование  в соответствии с образовательной программой и моделью ВС; предприятиями – оказание спонсорства.

      5. Создание методкабинета начальной школы.

 

Ожидаемые результаты.

Повышение качества обучения на первой ступени обучения.

 


Подпрограмма 4. Гражданское образование в школе.

 

Концептуальные подходы

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. При формировании гражданина необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Главное в программе «Гражданское образование в школе» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный путь жизнедеятельности.

Анализ ситуации.

В школе №9  с 2002 года было расширено рассмотрение правовых вопросов на уроках обществознания, на внеклассных мероприятиях.  Особое внимание при этом уделялось использованию общественных ресурсов таких, как экскурсии, встречи с интересными людьми, круглые столы с работниками правоохранительных органов. В 2003-2004 учебном году одним из основных направлений работы стало этико-правовое образование. Подход к  изучению вопросов этико-правовой направленности осуществлялся в комплексе:

- через предмет;

- через внеклассную работу;

- через систему дополнительную образования.

На доступном для детей уровне вопросы права изучались с 5 класса (в 5, 6, 8-х классах – в курсе обществознания, в 9-11-х классах – в курсе «Основы правоведения»). С 2004-2005 учебного года в учебный план школы был введен курс «Граждановедение» для учащихся 5-7-х классов. В 2006-2007 учебном году изучение правовых вопросов началось в начальной школе на факультативных занятиях «Ваши права».

Учащиеся школы осуществляют свое право на самоуправление через работу в Совете школы и активе школы. Проводится анкетирование учащихся по вопросам соблюдения прав, толерантности. Учащиеся школы принимали участие в конкуре сочинений «Я – гражданин России», на областном конкурсе старшеклассников «У меня есть право» в 2003 году было представлено более 20 работ учащихся 9-11-х классов. Вопросы правового характера регулярно освещаются на страницах стенной печати и в приложении к газете «Фанерщик Прикамья».

В 2004-2006 г.г. школа работала в режиме эксперимента по теме «Создание модели гражданско-правового образования в школе». С 2005 года школа является опорной педагогической площадкой для ОУ района по теме «Развитие гражданского образования в школе». Для разных категорий педагогических работников школ района было подготовлено и  проведено 4 семинара.

           После реорганизации в форме слияния школы №9 и школы №8 одним из приоритетных направлений деятельности на 2006-2007 учебный год было определено сохранение и, по возможности, совмещение традиционных  направлений  работы  реорганизуемых  учреждений. Кроме того, назрела необходимость определиться с содержанием и структурой гражданского образования в школе, учитывая концептуальные подходы к гражданскому образованию,  накопленный опыт работы, а также требования

  • Приоритетность воспитания над обучением

  • Создание условий для воспитания гражданских качеств личности – правового самосознания, социальной ответственности, толерантности

  • Личностная ориентация содержания образования, соответствие возрастным закономерностям развития детей

Цель: создание условий для социализации ребенка, формирования его как открытого гражданина, позволяющих ему осознавать, развивать и совершенствовать свою индивидуальность

Задачи:

  1. Создание условий для гражданско-правовой деятельности участников образовательного процесса.

  2. Разработка системы гражданско-правовых знаний и действий на всех ступенях обучения в учебно-воспитательной деятельности в целом.

  3. Определение точек взаимодействия с общественными институтами, превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса.

  4. Приведение нормативно-правовой базы школы в соответствие с основными документами в области прав и свобод человека.

  5. Обеспечение развития системы самоуправления и соуправления школой всеми участниками образовательного процесса.

  6. Создание УМК в области освоения гражданско-правовых компетенций.

  7. Создание условий для обеспечения безопасности и сохранности психического и физического здоровья участников образовательного процесса.

 

              Приоритетные направления деятельности:

  1. гражданско-правовое образование;

  • военно-патриотическое воспитание;

  • краеведение;

  • школа безОпасности и здоровьсбережения;

  • общественно-государственное управление школой;

  • формирование правового пространства и демократического уклада.

   Ожидаемые результаты:

  • создание системы гражданского образования в школе;

  • создание условий для формирования личности, способной не только успешно адаптироваться в социуме, но и способной к преобразованию общества.

Подпрограмма 5. Школа безОпасности и здоровесбережения

 

Концептуальные подходы

Демографический кризис в России и ухудшение состояния здоровья населения, особенно   детей,   определяет   актуальность    оздоровления   и сбережения здоровья, в том числе, и в первую очередь, во время учебного процесса. Для этого необходимы новые здоровьесберегающие программы и  технологии. Они позволяют не только поднять российское образование на другой уровень, но и обеспечат физическое здоровье школьников, привьют  им потребность в  здоровом образе жизни,

Другая сторона этой проблемы - учитель. Благополучие школьников
напрямую связано со здоровьем и благополучием учителей.  Учитель  -
неотъемлемая часть образовательного процесса, и, по сути, сам является      заложником существующей в настоящее время системы образования. Иными словами, учитель сам нуждается  в здоровьесберегающем образовании.

Объём и интенсивность учебной нагрузки постоянно увеличиваются, поскольку  вводятся новые учебные программы, предусматривающие более высокий теоретический уровень предметов.

 Данные  медосмотров показывают увеличение количества детей с пониженным  зрением, нарушением осанки, сколиозом, положительной туберкулиновой пробой, с плоскостопием, дефицитом веса, состоящих на диспансерном учете. Значительно уменьшилось число детей с первой группой здоровья и основной физкультурной группой, возросло число детей,
освобожденных от  занятий физической культурой.

 

Анализ ситуации

Проблема сохранения здоровья обучающихся в  ходе образовательного процесса является одной из главных проблем в работе педагогического  коллектива. 

Цель:

Обеспечение оптимальных условий на всех ступенях обучения для сохранения и укрепления психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, создание оптимального психологического климата и системы психолого-педагогической реабилитации учащихся «группы риска».

  Задачи: 

  • Анализ и оценка здоровьесберегающего процесса, гигиенического состояния учебных помещений, организации, питания в школе, санитарно-противоэпидемического режима, коррекции и реабилитации здоровья детей и подростков, состояние их здоровья.

  • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья всех участников образовательного процесса. 

  • Овладение всеми участниками образовательного процесса знаниями, умениями и навыками, необходимыми дня формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровой образ жизни.

  • Изучение исходных и ежегодных показателей физического развития учащихся. Углубленное физическое развитие в урочной и послеурочной деятельности, спортивные секции, кружки, через физическую культуру и труд;

  • Организация психолого-педагогической поддержки в создании условий, направленных на сохранение и развитие здоровья детей, родителей, педагогов.

  • Обеспечение    социально-психологической,   поддержки   в    оказании
    помощи детям,  имеющим проблемы, в психологическом развитии и обучении;

  • Организация деятельности педагогического коллектива, направленная на эффективные способы профилактической работы.                                                       

  • Определение в контингенте учащихся «группы риска». Выявление эффективных способов коррекции.

 

§     Приоритетные направления деятельности:

§     Контроль за каждым учеником

§     Нормативная база

§     Планы действий при возникновении ЧС

§     Обучение преподавателей, руководителей

§     Установка тревожных кнопок

§     Первичный пропускной режим в школу

 

-  Осмысление       направлений       деятельности      всеми       субъектами образовательного процесса на каждой ступни обучения.   

- Психологическое сопровождение, направленное на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия

- Формирование ЗОЖ.

- Профилактика социально-значимых  заболеваний, вредных   привычек,    детской   безнадзорности   и   синдрома   сгорания педагога.

-  Создание благоприятной социально-психологической ситуации развития (объективных обстоятельств жизни, положение ребенка в семье, условий воспитания и т.п.)

Механизмы достижения цели.  

- Мониторинг   психического   и   физического   здоровья  медицинскими работниками школы, социальными педагогами, психологами в начале и в  конце  работы..

- Мониторинг психологических результатов и коррекция развития детей на каждом возрастном этапе.

- Создание психолого-педагогической модели профильного обучения и предпрофилъной подготовки.

 - Организация эффективной работы школьного Совета профилактики, как
фильтра выявляющего учащихся «группы риска», ставящего и
снимающего с учета.                                             .

- Организация школьного  психолого-педагогического консилиума, как органа сопровождающего ученика  «группы риска», закрепляющего за ним  координатора.

- Использование в практике работы идей здоровьесберегающих технологий на каждой ступени обучения.

Ожидаемые  результаты:                  

-Создание образовательной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся и педагогов.

- Освоение новых форм и методов работы по формированию ЗОЖ.

- Выбор образовательного маршрута для каждого ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

- Улучшение психологического климата в педагогическом коллективе и классах.

- Заинтересованное участие  родителей в   формировании  ЗОЖ   своего ребенка.

- Психологическая помощь всем участникам образовательного процесса

- Возрастание количество учащихся, возвращенных из «группы риска» в норму.

- Уменьшение    количества   учащихся   «группы    риска»,    выявленных представителями других ведомств

- Уменьшение   количества  повторно   выявленных   учащихся   «группы
риска».                                   

 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz