| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа развития школыПринята: Совет школы МОУ СОШ п. Уральский Председатель Чернышов В.С. Протокол № 2 от 27 сентября 2006 года
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский» на 2006-2012 годы
Пояснительная записка Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Эти процессы во многом опираются на использование и развитие образовательных систем. Содержание образования - важнейшая составляющая образовательной системы. Решение «вечных» вопросов «чему учить?», каким должно быть содержание подготовки школьника, сегодня, как никогда, приобретает особую актуальность. Главная цель проектируемых изменений в школе напрямую связана с выработкой и реализацией нового содержания образования. Ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в ныне существующем содержании школьного образования, и именно они явились основой его кардинальной модернизации. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества. Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Отсюда ведущими целями образования призваны стать:
В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное, устойчивое развитие общества. В основе содержания и структуры программы развития лежат:
В целом программа ориентирована на решение первостепенных задач развития, обучения, воспитания: Задачи развития:
Задачи обучения:
Задачи воспитания:
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Уральский образована в сентябре 2006 года в результате реорганизации в форме слияния МОУ СОШ №8 п. Уральский и МОУ СОШ №9 п. Уральский, связанной с уменьшением контингента детей школьного и дошкольного возраста в микрорайонах школ и необходимостью оптимизации образовательного пространства. Деятельность образовательного учреждения регламентируется Уставом образовательного учреждения (принят Советом школы 14.08.2006 г., протокол №1, утвержден Приказом управления образования администрации Нытвенского муниципального района №260 от 28.08.2006 г. и зарегистрирован межрайонной ИФНС №16 по Пермскому краю 26.09.2006 г. за номером 1065916019377). Устав соответствует требованиям закона РФ «Об образовании», рекомендательным письмам Министерства образования России. Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия А №193766 регистрационный номер 2575) разрешает осуществление следующих видов деятельности: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, дополнительно образование: физкультурно- спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, естественно-научное, эколого-биологическое, профессиональная подготовка по профессии: 11442 водитель автомобиля категории «А», «В», «С». 1.1. Ресурсная база. Для организации образовательной деятельности имеется два типовых здания общей площадью 9572 м2: трехэтажное кирпичное здание по адресу ул. Набережная, д. 20 для учащихся II и III ступени и двухэтажное здание по адресу ул. Московская, д. 14 для учащихся I ступени. Общее количество аудиторий для проведения занятий и лабораторий - 53 с общей площадью 2932 м2. В школе имеется 2 кабинета информатики, кабинет обслуживающего труда, слесарная и столярная мастерские, 2 спортивных зала площадью 262 м2 и 162 м2, тренажерный зал площадью 60 м2, 2 спортивных площадки, 2 столовые на 250 и 120 посадочных мест, 2 школьных библиотеки с фондом 75702 книги в т.ч. 39856 учебников, административные и служебные помещения. Условия обеспечения общей безопасности соответствуют нормам государственной пожарной службы и санитарно-эпидемиологической службы. В каждом здании установлена система пожарной сигнализации и оповещения на случай чрезвычайной ситуации. Создана необходимая материально-техническая база. Разработана необходимая нормативно-правовая база по обеспечению безопасности нахождения людей в учреждении. Систематически проводятся инструктажи и учебные эвакуации. В школе имеются в наличии технические средства обучения: мультимедийный проектор - 11, компьютер -47, ноутбук - 22, подключение к Интернету - 8, электронная почта, сканер - 3, принтер – 10. интеллектуальная интерактивная доска -3 1.2. Организация образовательного процесса. По организации образовательного процесса и в соответствии с уровнями образовательных программ школа делится на три структурных подразделения:
Состав учащихся по классам на 2011-2012 учебный год
Обучение организовано в 2 смены. В школе обучаются дети из поселка городского типа Уральский и населенных пунктов Ельники ( 1,5 км), Черемушки (3 км), Новая станция (5 км), Сукманы (7 км). В связи со сложившейся демографической ситуацией и установленной нормой наполнения классов произойдет сокращение количества классов до 36-37.
Состав учащихся по группам здоровья:
1.3. Государственно-общественная система управления школой Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы на принципах самоуправления и единоначалия. Органом самоуправления в школе является Совет школы, состоящий из трех палат: палата педагогических работников, палата обучающихся, палата родителей (законных представителей). Его деятельность регламентируется Положением, принятым 14 августа 2006 года. Основными задачами Совета школы являются: определение программы развития школы, особенностей ее образовательной программы; содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; контроль за Педагогический совет школы является постоянно действующим органом самоуправления для рассмотрения основных вопросов образовательной деятельности. Объединяет усилия коллектива школы для повышения уровня образовательной деятельности, внедрения в практику передового опыта в области образования. Совет старшеклассников школы - высший орган ученического самоуправления, который стимулирует участие обучающихся в общественной жизни школы. Деятельность регламентируется положением. В школе функционирует общественная комиссия - Совет содействия семье и школе (профилактики), основной функцией которого является предупреждение асоциального поведения обучающихся. Административное управление школой осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический Совет, Совет старшеклассников. Директор школы определяет совместно с педагогическим Советом стратегию развития школы, представляет интересы школы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы. Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессами осуществляют учебно-воспитательную, методическую, контрольную, воспитательную и оценочно-результативную функции. Рабочие места административной команды оборудованы персональными компьютерами. Деятельность педагогического коллектива освещается в средствах массовой информации, что дает возможность сделать ее прозрачной и доступной для участия родительской общественности и заинтересованных организаций. Основные мероприятия освещаются через сотрудничество школьного пресс- 1.4. Образовательная программа школы ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению, на развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей личности. Целью образовательной программы школы является создание условий для освоения минимума содержания образования (в соответствии с требованиями государственных стандартов), фундаментальных основ содержания среднего образования, подготовка учащихся к продолжению образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Образовательная программа 1 ступени составлена на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ № 374 от 07.05.1998 г.), примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, целостной модели «Гармония» (научный руководитель профессор Истомина), традиционного обучения и опирается на принципы: - выполнения государственного образовательного стандарта по всем дисциплинам; - реализация интересов, способностей и возможностей личности учащегося. Вариативная часть используется на поддержку образовательных Образовательная программа 2 и 3 ступени разработана на основе Базисного учебного плана 2004 года, рекомендаций Регионального учебного плана и школьного компонента опираясь на принципы:
Часы базового компонента используются: на поддержку основных курсов:
Часы регионального компонента используются на ведение предметов граждановндческой, правоведческой и краеведческой направленности:
Образовательная программа предусматривает систему дополнительного образования, которая является неотъемлемой частью образовательной системы МОУ СО школа п. Уральский, и позволяет расширить аспект возможностей для реализации интеллектуального, творческого потенциала учащихся. На сегодняшний день в школе существуют творческие объединения, которые имеют высокие результаты. Особое внимание уделяется развитию через систему дополнительного образования прикладного искусства с целью формирования интереса к духовной культуре русского народа и создание условий для развития художественных способностей учащихся. Направления дополнительного образования, представленные в ОУ: · художественно–эстетическое: Студия прикладного художественного творчества; Студия вокального и хорового пения; Театральная студия. · социально–педагогическое: Научное общество учащихся; Школьный пресс-центр. 1.5. Характеристика педагогического коллектива. Из 58 учителей один имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», девять – Отличников просвещения, десять – Почетных работников общего образования. 2 учителя награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ. В школе работают: Соросовский учитель – 1 Победитель конкурса «Лучшие учителя России» - 1 Победитель Всероссийского конкурса библиотек ОУ «БиблиОбраз»-1. Школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами. Высшая квалификационная категория – 12 педагогов (20); Первая квалификационная категория – 34 педагога (57); Вторая квалификационная категория – 10 педагогов (17 %).
Распределение кадрового состава по стажу работы. Педагоги со стажем работы свыше 20 лет – 43%; Педагоги со стажем работы 10 – 20 лет – 40%; Педагоги со стажем работы 5 – 10 лет – 12%; Педагоги со стажем работы до 5 лет – 5%.
Распределение кадрового состава по возрасту. До 30 лет – 5 педагогов (9%); От 30 до 40 лет – 22 педагога (38%); От 40 до 55 лет – 22 педагога (38%); Свыше 55 лет – 9 педагогов (15%).
Коллектив стабилен, обновление происходит незначительное, но наблюдается постепенное старение педагогических кадров. Учебно-методическая деятельность педагогического коллектива организована через методические объединения – структурные подразделения, объединяющие учителей одной образовательной области. Возглавляет методическую работу методический совет школы. Для разработки отдельных вопросов методической деятельности создаются проблемные группы, объединяющие педагогов, интересующихся какой-либо проблемой. Вся методическая работа направлена на реализацию методической темы школы: «Оптимизация образовательного пространства как условие развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся». Учителя школы принимают активное участие в конференциях разного уровня. Участие во всероссийских конференциях.
Участие в областных конференциях:
1.6. Инновационная деятельность. Содержание и методы инновационной деятельности:
Описание опыта работы неоднократно было представлено в районных методических сборниках, на районных и областных конференциях. Проводились районные и областные семинары для учителей и руководителей школ. В качестве опорной школы РУО школа осуществляет инновационную деятельность и передает опыт педагогического мастерства по теме «Гражданское образование в школе».
1.6. Анализ образовательной деятельности учащихся.
При высоком показателе успеваемости и достаточно высоком проценте учащихся, успевающих на «4» и «5» на I ступени обучения, наблюдается снижение успеваемости, а особенно процента успевающих на «4» и «5» на II ступени обучения. Результаты единого государственного экзамена свидетельствуют о хорошем качестве образовательной услуги в школе:
Поступление выпускников
В техникумы, колледжи в 2005 г. поступило 33% выпускников, в 2006 г. – 36%. Следует отметить высокий уровень направленности выпускников школы на продолжение образования как в ВУЗах, так и в средних профессиональных учебных заведениях.
Работа научного общества учащихся и учителей. В течение ряда лет активно работает Научное общество учащихся. В 2005-2006 году на районный конкурс было направлено 18 учащихся, 11 из них заняли призовые места. В областных, краевых и всероссийских конкурсах и конференциях принимали участие: Решетникова Дарья 10 «б» класс – «Социально-психологический портрет школьного библиотекаря», I краевая научно-практическая конференция по актуальным проблемам профессионального самоопределения «Выбор – 2006». Треногин Данил 10 «б» класс – «Компьютерный жаргон среди школьников». I место в XXV краевом конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ. Воронова Юлия 10 «б» класс – «Я этот город люблю…» (по материалам Личного фонда О.А.Волконской в ГАПО). III место в XXV краевом конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ; I место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»; II место в XIV Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество»; стипендиат премии «Одаренные дети». Иванова Ольга 8»б» - «Сказки Андрея Зеленина: фольклорные традиции и авторское своеобразие». II место в XXV краевом конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ; II место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». В 2006-2007 учебном году на районный конкурс учебно-исследовательских работ было направлено 20 учащихся, из них заняло призовые места 13 учащихся. В краевых и всероссийских конференциях принимали участие: Воронова Юлия 11 «б» класс – «История неопубликованного романа О.А.Волконской «Русские парижане». I место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Иванова Ольга 9 «б» класс – «Писатель Андрей Зеленин и дети: «обратная связь». II место в краевом конкурсе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Осколкова Инна 11 «б» класс – «Великая Отечественная война в истории моего рода». Лауреат Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодежи «Юность. Наука. Культура». 1.7. Воспитательная система. Основные принципы воспитания ориентируют учащихся школы на вечные абсолютные ценности – Человек, Гражданин, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Земля. Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности учащихся и образуют основу воспитания. Ведущей целью воспитания является идеал личности, свободной, творчески развитой, социально ориентированной, способной к самореализации и саморазвитию. Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях: - этико-правовое воспитание; - формирование В октябре 2006 г. были проведены социологические исследования среди учащихся, родителей и учителей школы. На основании полученных результатов можно сформулировать запрос социума к школе. 1. К содержанию образования: - обновление содержания образования, предоставляющего возможность становления свободной и ответственной личности, способной к творческой избирательности, жизненному самоопределению. 2. К результатам образования: - обеспечение получения среднего (полного) образования с углубленным изучением группы предметов, необходимых для продолжения обучения на следующих ступенях обучения; - воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие. 3. К технологиям обучения и воспитания: - технологии, опирающиеся на всестороннее развитие личности и гуманитарную методологию.
Перспективные направления развития образовательной политики. В современном обществе образование становится социально востребованным, а современный учитель должен разрабатывать и применять педагогические технологии, методики обучения и воспитания, необходимые для формирования личности социально адаптированной. Время требует существенного пересмотра содержания работы школ. Кардинальное обновление общего образования в соответствии с запросами современной жизни, введение профильного обучения заставляет искать пути дальнейшего развития как школы в целом, так и её отдельных подсистем: управленческой структуры, предметных объединений, классных коллективов, каждого конкретного участника образовательного процесса. Главной проблемой педагогического коллектива стала проблема существования школы в условиях введения системы профильного обучения. Учителя и администрация решают, какие предметы мы можем преподать на уровне, близком к профильному. Оказалось, что есть серьёзный потенциал, позволяющий успешно работать в новых образовательных условиях. Одна из значимых проблем – это обновление содержания работы в начальной школе, эдоровьесбережение. Насущной задачей является также создание особого пространства, позволяющего успешно формировать личность, способную адаптироваться в современном обществе. Таким образом, конечной целью образовательного процесса является личность, способная строить жизнь, достойную человека. В нашем понимании достойный человек – это свободный, интеллектуальный, творческий, культурный, социально-активный, нравственно и физически развитый человек, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно такая личность способна сделать выбор жизни, достойной Человека.. Сформулировав, таким образом, цель воспитания и образ воспитанника, мы ставим перед собой следующие воспитательные задачи:
Анализ состояния образовательной политики школы позволяет определить стратегические задачи, которые необходимо решить для выхода образовательной траектории развития на более высокий уровень качества образования:
Таким образом, четко прорисовываются приоритетные направления, которые могут стать точками кардинального изменения образовательной политики учреждения с целью удовлетворения социального заказа и создания оптимальных условий для его реализации. Эти приоритетные направления необходимо реализовать через систему управления с помощью проектов, как наиболее эффективной технологии достижения поставленных целей. Цель: создание условий для успешной социализации учащихся с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, формирования способности к саморазвитию и адаптации в социуме. Образовательная среда школы должна иметь многовариантные компоненты, Задачи: Совершенствование внутришкольного управления Основные направления деятельности:
Подпрограмма 1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе. Концептуальные подходы Основная задача, которую ставит современное общество перед российской системой образования, заключается в необходимости воспитания социально-активной функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории. Наиболее эффективно эта задача может решаться на старшей ступени общего образования при условии качественного изменения организации образовательного процесса для создания личностно и социально развивающего пространства. В настоящее время в образовательном учреждении содержание и формы организации образовательного процесса на старшей ступени остаются естественным продолжением основной школы. Но построение учебного процесса в рамках «знаниевой» парадигмы, ориентация педагогов на усредненные показатели работы ученического коллектива, иждивенческое отношение учащихся к получению собственного образования, преобладание внешней мотивации учащихся оказывается непродуктивным и снижает педагогическую эффективность образования старшеклассников. В результате многие выпускники школы оказываются не готовы к самостоятельной образовательной и профессиональной деятельности, не владеют знаниями для выстраивания реалистичных жизненных планов. Таким образом, можно четко определить основное противоречие, возникающее в образовательном процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, с другой стороны, существующая в школе система организации образовательного процесса на старшей ступени обучения не позволяет решить проблему профессионального самоопределения учащихся. На важность решения данной проблемы указывается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений». Решение проблемы возможно при условии воплощения фундаментального принципа Концепции профильного обучения:
Для выполнения поставленной задачи необходимо создание системы профильного обучения и предпрофильной подготовки в условиях стратегии сокращения.
1. Анализ ситуации. В результате анализа распределения выпускников II ступени обучения в 2004 - 2006 г.г. выяснилось, что:
Контингент учащихся 9-х классов в связи с демографической ситуацией постоянно снижался, так если в 2001 году выпуск составил 190 человек, то в 2005 году - 117 человек. Последующие 5 лет выпуск будет составлять от 96 в 2007 году до 94 девятиклассников в 2010 году, то есть численность выпускников будет в пределах ста человек. Число классов комплектов в школе не будет превышать двух в каждом классе третьей ступени обучения. Следует учитывать наличие в поселке филиала ПУ-72, который составляет конкуренцию школе по созданию условий для получения среднего (полного) общего образования, а также невозможность привлечения выпускников из других школ района. Выпускники III ступени обучения:
Выпускники 2004-2006 г.г. для поступления выбрали следующие ВУЗы:
Наиболее востребованными при сдаче вступительных экзаменов оказались математика, физика, русский язык, география, история, обществознание. В школе достаточно высокий уровень квалификации педагогов по предметам физико-математического цикла, русскому языку и литературе, что подтверждается результатами ЕГЭ, регионального эксперимента по использованию тестовых технологий в государственной итоговой аттестации выпускников III ступени обучения. Для того, чтобы старшеклассники смогли успешно самоопределиться в выборе будущей профессиональной сферы деятельности или специальности, работу по формированию профессионального самоопределения школьников необходимо проводить в системе, начиная с начальных классов.
Цель: создание условий для обеспечения нового качества образования на II, III ступени обучения путем дифференциации содержания образования через создание системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Задачи:
Механизмы достижения цели:
Ожидаемые результаты:
Подпрограмма 2. Информатизации школы Концептуальные подходы Информатизация образования необходима, с одной стороны, как часть общего процесса информатизации общества, а с другой, как источник новых информационных технологий в процессе обучения. Роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно: на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения. В связи с этим на одно из первых мест в организации образовательного процесса выходит разработка и создание в школе единой образовательной информационной среды, для создания в которой в школе необходима достаточная материально-техническая база (в первую очередь компьютеры, объединенные локальной сетью), кадры (для обучения работы в единой образовательной информационной среде и информационного и технического обслуживания сети). Один из очевидных и наиболее распространенных сегодня подходов - это формирование единой образовательной информационной среды через информатизацию педагогической деятельности образовательного учреждения.
Анализ ситуации В школе имеются в наличии технические средства обучения: мультимедийный проектор - 5, компьютер -25, ноутбук - 5, подключение к Интернету - 2, электронная почта, сканер - 3, принтер – 10, интеллектуальная интерактивная доска. Компьютерной и оргтехникой оснащены «компьютерных класса, библиотека, рабочие места административной команды. Выход в Интернет организован через выделенный файл-сервер (ПК преподавателя в компьютерном классе). Наличие мобильных ПК (ноутбуков) позволяет оснастить любой кабинет школы мобильным переносным комплексом: ноутбук + проектор. 80% педагогических работников школы прошли обучение в ПРИПИТ, ПОИПКРО, «Новой школе» по теме: «Базовая ИКТ-компетентность». Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологи
Развиваемые направления использования ИКТ. 1. Презентации. После прохождения курсов учителя стали практиковать проведение уроков с использованием мультимедиа презентаций, созданных самими педагогами и обучающимися. Наиболее активно и грамотно мультимедиа презентации используются на уроках русского языка, литературы, музыки, география, ОБЖ в начальной школе на уроках русского языка, правоведения и природоведения; 2. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебной деятельности. Школьная мультимедиатека используется учителями – предметниками на уроках для изучения нового материала, для осуществления контроля знаний учащихся.Наиболее активно ЦОР используются на уроках географии, биологии, русского языка, природоведения; 3. Тестирование. Для осуществления контроля знаний учащихся по информатике, русский язык, география, биологии. 4. Электронные учебники (по отдельным темам учебных курсов). - на уроках информатики используются электронные учебники Роботландского университета. - на уроках географии используются ЭУ, созданные кафедрой методики прподавания географии Московского государственного педагогического университета 5. Создание учебно-методических материалов. Педагоги школы активно используют ПК, сканер и Интернет для создания учебно-методических материалов и поиска нужной информации. 86% учителей могут сделать тематическое планирование с помощью компьютера. Компьютер используется в работе школьного психолога, социального педагога. Наличие соответствующей материально-технической базы, запросов, заинтересованности и подготовленности педагогов позволило внедрять ИКТ в образовательный процесс; разрабатывать и реализовывать Программу информатизации школы. Цель программы: Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса, наиболее полно развить способности обучающихся, удовлетворить их потребности и подготовить к будущей самостоятельной жизни, а так же разрешить проблемы, возникающие в развитии школы. Задачи:
Приоритетные направления деятельности. 1. Информатизация административной и управленческой деятельности:
2. Овладение всеми учащимися информационной культурой:
3. Использование обучающих программ и электронных учебников, создание собственных программных продуктов. 4. Использование информационно-коммуникационных средств во внеклассной работе, деятельности психолога и социального педагога. Ожидаемые результаты.
Подпрограмма 3. Совершенствования системы образования на первой ступени обучения. Концептуальные подходы Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В концепции сказано, что «существующая сегодня традиционно для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезной модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для развития детей (на последующих ступенях образования), ориентирована на формальное усвоение большого массива информации, в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания её базовых способностей и компетенций». Из этого следует, что основным результатам деятельности образовательного процесса должны стать не система ЗУНов сама по себе, а набор компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, правовой и других сферах. Для начального образования на данном этапе развития общества в проекте новых стандартов определено, что «важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования». Ведь общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфичными для той или иной учебной дисциплины. Поэтому перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определенный набор учебных умений, а с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений. А поскольку ведущая деятельность младшего школьника - это учебная деятельность, содержанием которой является система научных понятий, общие способы мышления и действия, требующая сотрудничества с учителем и сверстниками, то в результате появляется основное психическое новообразование – рефлексия (осознание учебной деятельности). Кроме того, приоритетным направлением в образовательной деятельности является и создание условий для сохранения и укрепление здоровья детей, формирования умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья., социализация младшего школьника. Анализ ситуации. В начальной школе МОУ СОШ п. Уральский работает 14 основных педагогов в 15 классах - комплектах. Из них 3 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 10 человек – учителя первой категории, 1 учитель – второй категории. Реализация программ распределяется следующим образом: РО – система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова – Казакова Е.Л., Вылегжанина О.Н.; система Л.В.Занкова - Ваулина Н.М. Из них – Мальцева О.М, Павлова Н.И., Голдобина С.В. –по целостной модели «Гармония». Данный факт позволит объединить опыт работы учителей, их потенциал и направить на решение проблем, связанных с повышением качества образования в рамках теории учебной деятельности, формированием социально – мобильной личности младшего школьника. Имеющийся опыт работы по валеологии и здоровьесберегательной технологии системы профессора В.Базарного позволит обобщить, откорректировать и использовать в дальнейшем при работе школы в новых условиях. Существующая модель воспитательной работы, направленная на создание детско – взрослого сообщества в рамках соуправления, в отдельно взятом классе может послужить как одним из вариантов создания системы воспитательной работы начальной школы. А разработанные учителями программы факультативов по гражданскому образованию найдут поддержку и развитие в обозначенных приоритетных направлениях и новой модели начальной школы.
Цель: Создание образовательной среды, обеспечивающей социализацию младшего школьника. Образовательная среда – социально – бытовые условия, обстановка и совокупность людей, условий для деятельности.
Социализация – процесс и результат усвоения, активного воспроизводства социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Задачи:
Механизмы достижения: 1. Воспитательное пространство начальной школы.
2. Образовательная деятельность.
3. Разработка и реализация модели предшкольного образования, предоставление выбора программ обучения, в том числе прогимназических. 4. Взаимодействие с внешней средой: другие ОУ, музей, ДКиС - совместное планирование в соответствии с образовательной программой и моделью ВС; предприятиями – оказание спонсорства. 5. Создание методкабинета начальной школы.
Ожидаемые результаты. Повышение качества обучения на первой ступени обучения.
Подпрограмма 4. Гражданское образование в школе.
Концептуальные подходы Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. При формировании гражданина необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Главное в программе «Гражданское образование в школе» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный путь жизнедеятельности. Анализ ситуации. В школе №9 с 2002 года было расширено рассмотрение правовых вопросов на уроках обществознания, на внеклассных мероприятиях. Особое внимание при этом уделялось использованию общественных ресурсов таких, как экскурсии, встречи с интересными людьми, круглые столы с работниками правоохранительных органов. В 2003-2004 учебном году одним из основных направлений работы стало этико-правовое образование. Подход к изучению вопросов этико-правовой направленности осуществлялся в комплексе: - через предмет; - через внеклассную работу; - через систему дополнительную образования. На доступном для детей уровне вопросы права изучались с 5 класса (в 5, 6, 8-х классах – в курсе обществознания, в 9-11-х классах – в курсе «Основы правоведения»). С 2004-2005 учебного года в учебный план школы был введен курс «Граждановедение» для учащихся 5-7-х классов. В 2006-2007 учебном году изучение правовых вопросов началось в начальной школе на факультативных занятиях «Ваши права». Учащиеся школы осуществляют свое право на самоуправление через работу в Совете школы и активе школы. Проводится анкетирование учащихся по вопросам соблюдения прав, толерантности. Учащиеся школы принимали участие в конкуре сочинений «Я – гражданин России», на областном конкурсе старшеклассников «У меня есть право» в 2003 году было представлено более 20 работ учащихся 9-11-х классов. Вопросы правового характера регулярно освещаются на страницах стенной печати и в приложении к газете «Фанерщик Прикамья». В 2004-2006 г.г. школа работала в режиме эксперимента по теме «Создание модели гражданско-правового образования в школе». С 2005 года школа является опорной педагогической площадкой для ОУ района по теме «Развитие гражданского образования в школе». Для разных категорий педагогических работников школ района было подготовлено и проведено 4 семинара. После реорганизации в форме слияния школы №9 и школы №8 одним из приоритетных направлений деятельности на 2006-2007 учебный год было определено сохранение и, по возможности, совмещение традиционных направлений работы реорганизуемых учреждений. Кроме того, назрела необходимость определиться с содержанием и структурой гражданского образования в школе, учитывая концептуальные подходы к гражданскому образованию, накопленный опыт работы, а также требования
Цель: создание условий для социализации ребенка, формирования его как открытого гражданина, позволяющих ему осознавать, развивать и совершенствовать свою индивидуальность Задачи:
Приоритетные направления деятельности: 1. гражданско-правовое образование;
Ожидаемые результаты:
Подпрограмма 5. Школа безОпасности и здоровесбережения
Концептуальные подходы Демографический кризис в России и ухудшение состояния здоровья населения, особенно детей, определяет актуальность оздоровления и сбережения здоровья, в том числе, и в первую очередь, во время учебного процесса. Для этого необходимы новые здоровьесберегающие программы и технологии. Они позволяют не только поднять российское образование на другой уровень, но и обеспечат физическое здоровье школьников, привьют им потребность в здоровом образе жизни, Другая сторона этой проблемы - учитель. Благополучие школьников Объём и интенсивность учебной нагрузки постоянно увеличиваются, поскольку вводятся новые учебные программы, предусматривающие более высокий теоретический уровень предметов. Данные медосмотров показывают увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, положительной туберкулиновой пробой, с плоскостопием, дефицитом веса, состоящих на диспансерном учете. Значительно уменьшилось число детей с первой группой здоровья и основной физкультурной группой, возросло число детей,
Анализ ситуации Проблема сохранения здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса является одной из главных проблем в работе педагогического коллектива. Цель: Обеспечение оптимальных условий на всех ступенях обучения для сохранения и укрепления психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, создание оптимального психологического климата и системы психолого-педагогической реабилитации учащихся «группы риска». Задачи:
§ Приоритетные направления деятельности: § Контроль за каждым учеником § Нормативная база § Планы действий при возникновении ЧС § Обучение преподавателей, руководителей § Установка тревожных кнопок § Первичный пропускной режим в школу
- Осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса на каждой ступни обучения. - Психологическое сопровождение, направленное на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия - Формирование ЗОЖ. - Профилактика социально-значимых заболеваний, вредных привычек, детской безнадзорности и синдрома сгорания педагога. - Создание благоприятной социально-психологической ситуации развития (объективных обстоятельств жизни, положение ребенка в семье, условий воспитания и т.п.) Механизмы достижения цели. - Мониторинг психического и физического здоровья медицинскими работниками школы, социальными педагогами, психологами в начале и в конце работы.. - Мониторинг психологических результатов и коррекция развития детей на каждом возрастном этапе. - Создание психолого-педагогической модели профильного обучения и предпрофилъной подготовки. - Организация эффективной работы школьного Совета профилактики, как - Организация школьного психолого-педагогического консилиума, как органа сопровождающего ученика «группы риска», закрепляющего за ним координатора. - Использование в практике работы идей здоровьесберегающих технологий на каждой ступени обучения. Ожидаемые результаты: -Создание образовательной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся и педагогов. - Освоение новых форм и методов работы по формированию ЗОЖ. - Выбор образовательного маршрута для каждого ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. - Улучшение психологического климата в педагогическом коллективе и классах. - Заинтересованное участие родителей в формировании ЗОЖ своего ребенка. - Психологическая помощь всем участникам образовательного процесса - Возрастание количество учащихся, возвращенных из «группы риска» в норму. - Уменьшение количества учащихся «группы риска», выявленных представителями других ведомств - Уменьшение количества повторно выявленных учащихся «группы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |